Экономика КНР сильно зависит от внешнего рынка. Страна занимает 1-е место в мире по объемам экспорта, который приносит около 80% валютных доходов государства. Номенклатура экспортных товаров насчитывает более 50 тыс. наименований. К числу наиболее конкурентных позиций относится продукция легкой промышленности: одежда, обувь, детские игрушки.
Что экспортирует Китай
Значительное место в экспорте отводится электронике, а также изделиям машиностроения: автомобильной, специальной и строительной технике, промышленному оборудованию, предназначенному для комплектования производственных мощностей предприятий различного профиля. В последнее время высокими темпами растут внешнеторговые поставки телекоммуникационного оборудования, продукции пищевой и химической промышленностей, а также сельского хозяйства.
По итогам 2015 года, в результате кризисных явлений в экономиках обеих стран, товарооборот между Россией и Китаем хоть и сократился на 28,6%, тем не менее составил огромную сумму в 68,06 млрд долларов. Такое положение вещей делает Китай наиболее интересным источником бизнес-партнёров. Однако терять бдительность не следует, поэтому проверка китайской компании должна стать обязательной процедурой перед заключением договора.
В последние годы в КНР получили развитие такие формы производственного сотрудничества, как совместные предприятия, которые, в основном, расположены в так называемых специальных экономических зонах с облегченными условиями ведения бизнеса, их в стране 5: Шэньчжэнь, Сямэнь, Чжухай, Шаньтоу и Хайнань. Товары, произведенные в этих районах, известны во всем мире и отличаются своим высоким качеством. Известно, что многие мировые бренды размещают свои производства на территории Китая, исходя из экономической целесообразности.
Большой интерес для бизнесменов представляют и такие юрисдикции КНР как Макао (Аомэнь) и Гонконг (Сянган), по праву входящий в пятерку мировых финансовых центров наравне с Нью-Йорком, Лондоном, Сингапуром и Токио.
Особенности китайского внутреннего рынка
Китайский бизнес, как и любой другой, имеет свои особенности. В частности, очень большое значение при налаживании контактов имеют личные связи в бизнес-сообществе. Как известно, для того, чтобы что-то выгодно продать, надо выгодно это купить, а для этого неплохо иметь хорошие рекомендации. Китайский бизнес очень щепетильно относится к оформлению договорных отношений, а китайские законы, налоговые и таможенные правила очень сложны и специфичны. Кроме того, очевидно, что китайцы — люди, имеющие свои традиционные национальные и культурные особенности, которые непросто понять европейцам. Китайский язык, на котором будут разговаривать потенциальные партнеры, сложен и имеет множество диалектов, часто не дающих возможностей самим носителям из разных регионов страны понять друг друга. Тем не менее китайцы активны в ведении дел и охотно идут на контакты, сулящие выгоду. Они любят и умеют торговать. Конечно, стоит опасаться и мошенников, что, впрочем, не является исключительной особенностью китайского бизнеса. Если остаются сомнения в честности контрагента - стоит прибегнуть к такой процедуре, как проверка китайской компании.
Где и как лучше искать поставщика товаров из Китая
Поиск надежных поставщиков — это всегда непростая задача. Сделать это в Китае тоже непросто. Оптимальными методами могут стать следующие:
- использование проверенных личных связей и получение рекомендаций,
- посещение выставок и оптовых торговых центров,
- поиск предприятий нужного профиля по справочникам и специализированным ресурсам в Интернет,
- обращение в провинциальные или городские торгово-промышленные палаты и профессиональные объединения,
- контакты с поставщиками через посреднические компании.
Особо в этом списке можно отметить специализированные посреднические компании по налаживанию связей с китайскими партнерами. Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) занятие непростое, а когда дело касается еще и восточной специфики, то тут крайне необходим опыт такой работы, а также проверка китайской компании. Потенциальный импортер на своем пути к прибыли столкнется со множеством трудностей от поиска контрагента, организации логистики, проведения таможенной очистки товаров до, возможно, организации гарантийного обслуживания какой-либо продукции. Именно поэтому посредники, имеющие опыт работы на китайском рынке, - это один из лучших вариантов для начала своего бизнеса на китайском направлении.
Некоторые нюансы выбора поставщика изложены в видео: