Приятно получать посылки, когда в них приходит товар, заказанный в интернет магазине. Однако одному из наших клиентов довелось столкнуться с необычной ситуацией: он получил почтовый пакет, хотя ничего не заказывал. Как удалось установить специалистам ChinaCheck, речь идёт о новом способе мошенничества, применяемом продавцами на площадке TaoBao. Расскажем обо всём по-порядку.
TaoBao - аналог “Али” для внутреннего рынка
Китайская корпорация Alibaba Group’s имеет несколько торговых площадок, ориентированных на разные сектора рынка. AliExpress работает для зарубежных клиентов, имеет перевод на множество языков, много доступных форм оплаты, а также международную доставку. Платформа TaoBao ориентирована на внутренний рынок - цена рассчитывается исключительно в юанях, нет даже английского интерфейса, доставка только внутри страны. У Тао только одно преимущество - цены, в среднем, даже ниже чем на Ali. Итак, завязка истории в том, что один из наших постоянных клиентов в Шанхае, получил простой почтовый пакет, хотя точно знал, что никаких заказов не размещал.
Открыв посылку, получатель нашел в ней несколько листочков с бессвязными каракулями, содержащих китайские иероглифы и цифры. Другой адресат в такой ситуации просто отправил бы письмо в урну, решив, что произошла ошибка. Рассмотрев более внимательно данные на пакете, а также применив несколько проверок, которые мы обычно проводим в отношении китайской компании, наши специалисты вышли на магазин поставщика-отправителя, расположенный на площадке TaoBao.
Таинственные чехлы
Беглое знакомство с магазином помогло обнаружить ряд нестыковок. Речь шла о недавно появившемся поставщике автомобильных аксессуаров. Когда все товары были отсортированы по популярности, то самой востребованной позицией оказались довольно дорогие чехлы для кресел. При их стоимости в 218 юаней, зафиксировано 47 продаж, а также оставлено 187 комментариев. Следующая позиция по популярности, ароматизаторы за 4 юаня, были проданы лишь 4 раза, ни одного комментария не удостоились. Довольно странно, что столько пользователей решились заказать дорогие чехлы в магазине, ещё не успевшем заработать себе репутацию.
Мы связались с продавцом, и женщина, ответившая по телефону, сославшись на свою сменщицу, призналась, что иногда они отправляют такие посылки, чтобы “накручивать” показатели магазина.
Механика обмана
ТаоБао имеет свою систему рейтингов и обратной связи, позволяющую предложить покупателям достоверные данные о том, что они получат, потратив свои деньги. “Новички” среди продавцов вынуждены ставить низкие цены, чтобы получить конкурентное преимущество, в то время как искушенные покупатели предпочитают немного переплатить, но получить товар достойного качества и в указанные сроки. У биржи есть не так много способов отслеживать, сколько продаж осуществил тот или иной магазин. Но если посылка была отправлена и получена адресатом (есть подтверждение почтовой службы), значит сделка действительно состоялась. В нашем случае сотрудники магазина сами делали у себя заказ, отправляли ничего не значащие посылки, содержащие черновики, а затем оставляли себе же положительный отзыв. Цена каждой такой сделки, фактически, сводилась к почтовым расходам (около 6 юаней).
Единственный вопрос, в котором не удалось разобраться, откуда поставщик взял адрес нашего клиента и его имя. Отправлять посылки на случайный адрес бесполезно - они вернутся и не будут считаться доставленными.
Эта история освещает проблему безопасности персональных данных в Китае, а также то, как легко китайские продавцы вводят в заблуждение своих покупателей, даже на внутреннем рынке.